Минсоцполитики Украины презентовало проект пенсионной реформы. На первом этапе она предусматривает ревизию существующей солидарной пенсионной системы и отмену спецпенсий для госчиновников. Далее, с 2017 года, запланировано введение накопительной системы. Завершающим этапом реформы станет негосударственное пенсионное страхование.
Реформа основана по западному образцу. Предполагается, что вместо одного источника пенсии будут выплачиваться из трех – из солидарной системы, накопительной и системы негосударственного пенсіонного страхования. Начнут реформу с наведения порядка в солидарной системе. Последняя работает таким образом, что взносы работающих граждан обеспечивают выплаты пенсионерам. Сейчас такая система практически исчерпала свой ресурс.
Оценочно, один работающий украинец «зарабатывает» пенсию для одного пенсионера. Сегодня эти взносы в полном объеме уже не перекрывают потребностей. При расходах Пенсионного фонда (ПФ) в 250 млрд грн собственные доходы составляют 170 млрд грн. Дефицит порядка 80 млрд грн правительство перекрывает из госбюджета. «Из-за такого разрыва не приходится говорить о существенном росте пенсионных выплат в будущем», – считает министр социполитики Розенко. Средняя пенсия на конец прошлого года составляла 1670 грн. В госбюджете-2015 предусмотрено, что минимальная пенсия вырастет лишь на 13%. Чтобы разгрузить солидарную систему, законопроектом, среди прочего, предусмотрена отмена специальных пенсий уже с января 2016 года. «Мы прекращаем практику деления украинцев на сорта. Не будет системы, когда есть VIP-пенсионеры – чиновники, народне депутаты, судьи и прокуроры. Пенсии госслужащих и приравненных к ним лиц будут определяться на общих основаниях», – добавил министр.
ВЫЙТИ В ПЛЮС
Без решения вопроса дефицита ПФ невозможен переход к накопительной системе, введение которой правительство запланировало на январь 2017 г. В течение оставшихся полутора лет Кабмин должен сформировать накопительный пенсионный фонд, курировать который будет Совет фонда. Он на конкурсных основаниях станет привлекать компании по управлению активами. Последние, в свою очередь, будут управлять привлеченными средствами в соответствии с утвержденными советом направлениями инвестиционной деятельности. «Накопительные системы существуют во многих странах. Мы ничего нового не придумываем. Опыт Польши и Словакии подтверждает привлекательность накопительной системы для экономики. Например, в Польше общая стоимость пенсионных активов составляет 71 млрд евро, которые работают на экономику страны. В Словакии – это около 7 млрд.евро», – объясняет Розенко.
С другой стороны, некоторые из экспертов обращают внимание на то, что залог эффективной накопительной пенсионной системы – это стабильная национальная валюта. Ведь взносы, которые граждане сделают в 2020 г, могут обесцениться через 20 лет из-за девальвации. В украинских реалиях прогнозировать стабильность гривны пока не приходится. Следовательно, даже инвестиции в проекты или бумаги с высокой доходностью не компенсируют гражданам потери от курсовой разницы и роста цен. Разве что если это не будут валютные облигации.
Экономист Александр Жолудь утверждает, что государственные накопительные пенсионные фонды в странах СНГ ранее не показывали выдающихся результатов. «Несколько лет назад в Казахстане государственный накопительный фонд не мог компенсировать даже инфляцию» – объясняет экономист. Правда, по его словам, есть надежда, что в Украине к моменту запуска накопительной пенсионной системы уже произойдет переход к таргетированию инфляции, что должно замедлить рост цен и уменьшить номинальные процентные ставки. Кроме того, к тому моменту должна завершиться очистка банковской системы от «грязных» банков. «Все это создаст предпосылки, чтобы пенсионные фонды нормально работали. Но результаты мы увидим не в 2017 году, а в лучшем случае через пять-семь лет после запуска накопительной системы», – уверен Жолудь.
ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ
Законопроект предусматривает, что участие в накопительной системе будет обязательным для всех работающих граждан до 35 лет. При этом украинцы в возрасте от 35 до 55 лет смогут делать взносы на добровольной основе. Начиная с 2017 года, ставка отчислений в накопительную систему будет составлять 2%. В течение пяти лет, с 2017-го до 2022 год, ставка вырастет до 7%. Постепенный переход вводится, чтобы не создавать нагрузку на солидарную систему.
Отчисления в накопительную систему будут осуществляться за счет единого социального взноса, который сегодня остается основным источником для функционирования солидарной системы. Конечно, в первые несколько лет возможны «проседания» поступлений, так как часть средств от солидарной системы будет изъята.
В Грузии, проводя пенсионную реформу, выяснили, что 30% пенсионных дел были составлены с нарушениями. Среди прочего, находили дела умерших граждан, пенси которым начислялись. После ревизии также выяснилось, что спецпенсии назначали с нарушениями.
Еще один важный аспект, который нужно учитывать при запуске накопительной системы, – это детенизация экономики и легализация фонда оплаты труда. Сегодня многие работодатели платят зарплату «в конвертах». Следовательно, взносы в ПФ не удерживаются. Введение накопительной системы будет одним из стимулов для детенизации экономики. Человек начнет понимать, что это его личные деньги и его собственность. Например, если он не доживает до пенсионного возраста, то средства унаследует семья. Потому работник будет заинтересован в том, чтобы получать белую зарплату.
Вместе с тем важно понимать, что без оживления экономики шансы на успешный запуск реформы крайне малы. По словам министра Павла Розенко, 2017 год выбран именно с той точки зрения, что на него придется подъем экономической активности в стране.
© «ГРАЖДАНКОЕ ОБЩЕСТВО», РОСТИСЛАВ ШАПРАВСКИЙ
Библиографическая данные о публикации: Шаправский Р. Многострадальные пенсии / Ростислав Шапранский // Гражданское Общество. – № 5 (27 мая 2015). – С. 9.