Loading...

Почему тормозят реформы? Для проведения реформ пора начать настоящую войну со старой системой: с использованием стратегии, штаба, мобилизации и пропаганды

reform-460Почему тормозят реформы? Простой ответ, часто встречающийся в СМИ, заключается в том, что «все пропало». Однако для вдумчивой аудитории этого недостаточно.
На первый взгляд, существует масса объективных причин: реформы проводятся через изменение законодательства, а новый парламент заработал только в декабре. Законы не меняются в одночасье: парламентская процедура защищает от быстрых непродуманных изменений; мало принять законы, нужно еще заставить их работать, а это блокируется средним звеном старой системы.
Если добавить к этим причинам войну и кризис, а также неготовность украинцев к серьезным изменениям, сложится впечатление, что проводить реформы быстрее просто невозможно.
Это правда? Да, но не вся. Значительные изменения в экономике могли быть осуществлены силами правительства еще до выборов. И законопроекты можно было подготовить заранее, а не в спешке. И реформу центральных органов власти провести, сломив сопротивление среднего звена и полностью обновив аппарат. И публичную коммуникацию давно можно было построить, объяснив избирателям суть и последствия изменений. Ну, а война и кризис – в принципе слабое оправдание, поскольку сейчас как раз наиболее благоприятное время для решительных изменений, когда жить по-старому становится невозможно.
Поэтому ссылка на объективные причины медленного темпа реформ не выдерживает критики. Что касается субъективных причин. Первая из них – коррупция, которая никуда не делась. Коррупционеры сделают все возможное, чтобы сохранить сверхприбыли.
Вторая причина – политическая нерешительность, нежелание испортить отношения с важными персонами.
Третья – потеря доверия народа. Высоченные рейтинги и кредиты доверия были утрачены достаточно быстро именно в силу нерешительности, стремления договориться там, где нужно было принимать жесткие решения, а также вследствие невыполнения обещаний, отсутствия четкой позиции, противоречивых заявлений и неготовности говорить правду.
Вот почему обычно реформы делают не политики, а профессионалы. Нынче они постепенно, но медленно приходят в правительство, не имея там критической массы. Уже 100 дней прошло, а многие министерства неработоспособны, потому что замы министров еще не назначены.
Задача политиков, по сути, только одна – проявить жесткую политическую волю и дать свободу профессионалам.
Малый и средний бизнес, а также организованное гражданское общество – две мощные силы, на которые можно опираться при проведении решительных реформ. Так в старые времена короли, чтобы преодолеть сопротивление крупной аристократии, опирались на мелкое дворянство и буржуазию. Сегодня политики практически не используют потенциал своих союзников, а без них новая власть бессильна, результатом может быть только стихийный и жестокий бунт. Надежда на бесконечное терпение народа, с которым не разговаривают и которому ничего не объясняют, так же смехотворна, как и надежда на безразмерные и безусловные западные деньги.
Что же нужно делать, чтобы ускорить реформы и успеть вскочить в окно возможностей?
Первоочередным образом реформировать Кабмин и систему госслужбы, уничтожая старые постсоветские ведомства и создавая новые, эффективные. Разработать и утвердить жесткий план со сроками, показателями и ответственными. Объявить массовый призыв экспертов гражданского общества и успешных менеджеров из бизнеса. С помощью решительной экономической дерегуляции и налоговой реформы послать позитивный сигнал бизнесу. Ударить по коррупции внедрением прозрачных электронных закупок во всех ведомствах и госпредприятиях. Развернуть систему коммуникации реформ через ведущие телеканалы, привлекая волонтеров для поддержки в соцсетях. И главное – вести войну со старой системой. Именно войну: со стратегией, штабом, мобилизацией, пропагандой, героями среди своих, и раскаявшимися пленными среди противника.

© «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО», Валерий ПЕКАР

Библиографические данные о публикации: Пекар В. Почему тормозят реформы / Валерий Пекар // Гражданское общество. – № 1 (25 марта 2015). – С. 2.

Залишити відповідь